Дата публикации: 19 октября 2020
Ученые Уральского федерального университета вместе с коллегами из Института медицинской психологии Тюбингенского университета (Германия) выяснили, что эффективность работы зависит от внимания человека, а не от объема его памяти. Исследование описано в журнале Scientific Reports.
Умение структурировать информацию, манипулировать ей и мысленно возвращаться к необходимым компонентам влияют на работоспособность рабочей памяти больше, чем навык удерживать в голове много задач. К этому выводу пришли ученые, проведя исследование. Они проанализировали данные электроэнцефалографии 156 человек.
Авторы исследования рассказали как работает наша память, на примерах: «Большинство задач рабочей памяти в реальной жизни требует как краткосрочного хранения, так и исполнительных компонентов. Например, запоминание телефонного номера до его набора требует преобразования словесной информации в последовательность нажатий кнопок. Задача также включает переключение внимания между текущим номером, который нужно набрать, и нажатием кнопок на панели телефона. Более сложный пример — преобразование списка покупок в оптимальный путь при покупках. Эта задача, помимо перевода списка в последовательность пространственных местоположений, также предполагает постоянное обновление информации в рабочей памяти».
Основная задача рабочей памяти – сохранение информации и управление ею в краткосрочной перспективе. Она состоит из таких компонентов как «емкость» для краткосрочного хранения содержимого памяти и исполнительных компонентов, которые отвечают за контроль внимания, обработку и реорганизацию или манипулирование информацией в краткосрочном хранилище. Именно это отличает рабочую память от краткосрочной памяти.
В своем исследовании ученые наблюдали за корреляцией между способностью краткосрочного хранения информации и способностью концентрировать внимание на этой информации у испытуемых. Участники должны были решать задачи выше среднего, чтобы исследователи могли определить, какие сигналы подает мозг. Одни задачи требовали только хранения информации, другие — хранения и мысленных манипуляций. Исследование тета- и бета-компонентов показало, что на функционирование рабочей памяти влияют не только внешние отвлекающие факторы, но и количество элементов, хранящихся в рабочей памяти, и наличие одновременных задач. Исполнительный компонент рабочей памяти необходим тогда, когда нагрузка на нее высока или нужны манипуляции. В этих случаях исполнительный компонент помогает памяти справиться с помехами. По мнению ученых, люди с более высокой эффективностью больше предрасположены к противодействию помехам. Это значит, что способность контролировать внимание играет более важную роль в индивидуальных различиях в рабочей памяти, чем емкость краткосрочного хранилища.
Также проведенное исследование указало на взаимосвязь между медиальной лобной тета-, центральной бета-активностью и исполнительными компонентами рабочей памяти. Показатели исполнительных процессов, которые есть в тета- и бета-диапазонах частот, связаны с поведенческими характеристиками в вербальной задаче рабочей памяти, это значит, что производительность зависит от количества тета-активности. При этом бета-индекс взаимодействовал с производительностью рабочей памяти отрицательно. А альфа-активность не связана с индивидуальными различиями.
Источник: УрФУ